Центр ядерной медицины и онкологии города Семей

1.Кого относить к пенсионерам? Есть работники, которые отработали нормативное время по своей специальности (машинисты), но не достигли общеустановленного пенсионного возраста.

В соответствии с ЗРК «О пенсионном обеспечении»:получатель пенсионных выплат – физическое лицо, которому назначены государственная базовая пенсионная выплата и (или) пенсионные выплаты по возрасту, и (или) пенсионные выплаты за выслугу лет, и (или) имеющее право на получение пенсионных выплат из единого накопительного пенсионного фонда и (или) добровольного накопительного пенсионного фонда

2.Какова комиссия в банках второго уровня за перечисление взносов?

По данным из официальных источников (сайты банков второго уровня) на сегодняшний день комиссия за уплату социальных отчислений составляет от 250 тенге за 1 лицо.

3.Каков порядок исчисления и перечисления взносов самостоятельно уплачивающим взносы?

Лица, из числа неактивного населения, самостоятельно исчисляют и перечисляют через банки второго уровня и другие финансовые организации взносы в размере 5% от 1 МЗП ежемесячно. Также предоставляется возможность уплаты взносов авансом. В случае необходимости такие лица могут через саll – центр Фонда СМС обратиться за справочной информацией по задолженности перед Фондом СМС.

4.Как быть людям, которые живут за счет двух коров или за счет кур?

Такую категорию лиц относят к непродуктивно самозанятым. В проекте Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения», рассматриваемом в Парламенте РК для этой категории лиц предусмотрено обязательство по ежемесячной уплате взносов на ОСМС в размере 5% от 1 МЗП. При своевременной и полной уплате взносов указанные лица имеют право на весь пакет медицинской помощи в системе ОСМС.

5.Как будут страховаться родители, ухаживающие за детьми – инвалидами старше 18 лет?

В проекте Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения», рассматриваемом в Парламенте РК для этой категории лиц предусмотрено обязательство по ежемесячной уплате взносов на ОСМС в размере 5% от 1 МЗП. При своевременной и полной уплате взносов указанные лица имеют право на весь пакет медицинской помощи в системе ОСМС.

Уплата взносов и (или) отчислений этих лиц может быть осуществлена за счет:

1. заработной платы при трудоустройстве в соответствии с действующим законодательством в качестве социального работника по уходу за инвалидами;

2. заработной платы при трудоустройстве на неполный рабочий день или работу на дому;

3. государственной адресной социальной помощи для лиц (семей) с месячным среднедушевым доходом ниже черты бедности;

4. за счет доходов других членов семьи и иных лиц

6.Какие критерии кто такие иностранцы и лица без гражданства постоянно проживающие на территории РК

В соответствии со статьей 4 Закона РК «О правовом положении иностранцев»:

Постоянно проживающими в Республике Казахстан признаются иностранцы, получившие на то разрешение и документ на право постоянного проживания в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
Обязательным условием предоставления разрешения на постоянное проживание в Республике Казахстан является подтверждение лицом, претендующим на получение такого разрешения, за исключением этнических казахов, лиц, родившихся или ранее состоявших в гражданстве Республики Казахстан или Казахской Советской Социалистической Республики, и членов их семей, своей платежеспособности в порядке и размерах, определяемых Правительством Республики Казахстан.

7.В соответствии с п.2 постановления Правительства РК от 26 ноября 2003 года N 1185:

2. Иностранцы и лица без гражданства подтверждают свою платежеспособность при обращении с ходатайством о получении разрешения на право постоянного проживания в Республике Казахстан, выдаваемого в установленном законодательством порядке.

Для подтверждения своей платежеспособности в период пребывания в Республике Казахстан ходатайствующий представляет в органы внутренних дел документ банка-резидента Республики Казахстан (справку), подписанный председателем правления банка или уполномоченным лицом банка, о наличии денег на банковском счете (счетах) в сумме:

1) равной или превышающей эквивалент тысяча трехсот двадцатикратного минимального расчетного показателя, установленного на дату подачи ходатайства об оставлении на постоянное проживание;

2) достаточной для покупки жилища, из расчета 15 квадратных метров на одного члена семьи в населенном пункте, где ходатайствующий намерен проживать.

8.Норма, предусмотренная в законопроекте для ИП предполагает, что независимо от получаемого дохода все ИП будут производить взносы в фонд в одинаковом размере. Объясните почему?

Данная норма была предложена в проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения» министерством национальной экономики по следующим основаниям:

– с целью обеспечения справедливого подхода по уплате взносов различными категориями граждан, а именно размер взноса, равный 5% от 2 МЗП примерно соответствует размеру взноса наемных работников, рассчитанный от среднемесячной заработной платы в стране по данным статистики

– размер взноса ИП, предусмотренный по действующему законодательству в 2% от 1 МЗП мотивирует дробление субъектов малого и среднего бизнеса на множество ИП, таким образом может снизится доходная часть бюджета страны;

– удобно для администрирования взносов этой категории лиц;

– ИП с высокими доходами (обычно имеют наемных работников) кроме взносов за себя уплачивают отчисления и за своих наемных работников, таким образом отсутствует неравенство между ИП с высокими и низкими доходами

9.Каким образом и кто будет присваивать статус членам семьи и лиц, находящимся на иждивении военнослужащих? Будет ли государство вносить взносы за данные категории в Фонд СМС?

Например, супруга военнослужащего – домохозяйка, какой статус –самозанятая (сама платит 5% от МЗП) или необходимо включить в 14 категорий за которых платит государство?

Статус гражданам присваивается в зависимости от наличия (или отсутствия) у него доходов.

Что касается неработающей супруги, (неработающего) супруга военнослужащего, то в проекте Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения» предлагается придавать им статус безработных без предъявления к ним требований, предусмотренных к безработным (регистрация, обучение, переквалификация и др.). Данная норма была предложена с целью социальной защиты членов семей военнослужащих, работников специальных государственных и правоохранительных органов, которые в силу особенностей несения службы вынуждены постоянно менять место жительства, проживать в отдаленных местностях где отсутствует возможность трудоустройства и др.

10.Государство будет осуществлять взносы в Фонд СМС за неработающих лиц, осуществляющие уход за ребенком инвалидом в возрасте до 18 лет.

Каким образом и где на учете будут находится данные лица? Так как в данный момент информация о данном контингенте не располагают органы занятости и ГЦВП.

В соответствии с Законом РК «О государственных пособиях семьям, имеющим детей» от 28 июня 2005 года N 63

Предусмотрено ежемесячное государственное пособие, назначаемое и выплачиваемое матери или отцу, усыновителю (удочерителю), опекуну (попечителю), воспитывающему ребенка-инвалида (детей-инвалидов). Учет этих лиц ведется в базах данных министерства труда и социальной защиты населения РК.

11.Каким образом будет реализован механизм оплаты взносов за просроченные периоды и на кого возлагается контроль за своевременным поступленийвзносов неработающих – самозанятых лиц?

В проекте Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения» предусмотрено обязательство по уплате задолженности за неуплаченный период, но не более 12 месяцев.

Лицо, из числа неактивного населения самостоятельно исчисляет и перечисляет взносы, при этом по обращению таких лиц Фонд СМС будет предоставлять информацию о неуплаченном периоде.

Ввиду отсутствия действующих инструментов для контроля за своевременной и полной уплатой взносов неактивными лицами в законодательстве не предусмотрены функции контроля. Выявление неуплаты будет осуществляться только при обращении за медицинской помощью в системе ОСМС.

12.Например,самозанятый оплатил взносы сегодня и сможет сегодня же обратиться в медицинское учреждение за плановой помощью? В течении какого времени после оплаты отчислений будет видно в ИС, что самозанятый является плательщиком в Фонд СМС и может пользоваться пакетом ОСМС?

Функциональные требования, разработанные к системе сбора взносов и отчислений и к регистру потребителей медицинских услуг (РПМУ), предусматривают регистрацию платежей день в день. Система сбора и РПМУ в настоящее время находятся в стадии разработки, по результатам их готовности можно будет сказать о конкретном времени, необходимом для определения статуса застрахованного.

13.Самозанятые (непродуктивные) смогут произвести отчисления в Фонд ОСМС 1 раз в год всю сумму за 12 месяцев или необходимо ежемесячно отчислять? Отдаленные населенные пункты не всегда смогут своевременно выезжать в районные центры из-за погодных условий

В проекте Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения» предусмотрено право уплачивать авансом. Это может быть 2, 3 или более месяцев.

14.Непродуктивным самозанятым на территории города рекомендуется вносить взносы в Фондчерез банки второго уровня (БВУ), в связи с отсутствием банков на территории сел, какие сервисы будут открыты населе, например, Egov.kz, Казпочта и так далее?

Учитывая характер платежей (персонификация, возможность возврата и др.) уплата может быть возможна только через банки второго уровня и другие финансовые организации, осуществляющие финансовые операции (в том числе и через отделения АО «Казпочта»). Такие сервисы, как терминалы и другие, не могут обеспечить требования к платежам, оговоренные выше, и соответственно не будут применяться, по крайней мере, в ближайшее время

15.Что следует понимать под понятием “упрощенный порядок регистрации членов семьи военных и правоохранительных органов, для оплаты взносов в фонд со стороны государства”, каким образом это будет происходит на практике?

Упрощенный порядок регистрации неработающих членов семьи военнослужащего, сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов будет определяться уполномоченным органом в сфере занятости (министерство труда и социально защиты населения РК). И предполагает регистрацию указанных лиц на основании заявки соответствующих государственных органов без физического присутствия таких лиц в центрах занятости.

16.Когда официально опубликуют единую методику расчета размеров взносов работодателей, ИП и прочими физическими лицами в Фонд?

Приказ МЗ РК «Об утверждении Правил исчисления и перечисления взносов и (или) отчислений на обязательное социальное медицинское страхование» будут официально опубликовано после его принятия (с учетом норм рассматриваемых в проекте Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения» – не ранее срока вступления в силу закона). Проект приказа с учетом норм проекта закона будет размещен на сайте МЗ РК в апреле месяце

17.Будут ли предусмотрены какие-либо наказания для физических лиц, не выплачивающих и сознательно уклоняющихся от уплаты взносов в Фонд СМС, в случае применения – какого характера они, накладываются ли штрафы или применяются другие наказания?

В действующем законодательстве предусмотрены уплата неустойки и наложение административных мер наказания (предупреждение и штрафы) для физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, профессиональных медиаторов

18.Каков порядок уплаты взносов в Фонд СМС со стороны работодателя и для работников за самих себя, когда они находятся на больничном листе, и долгое время не работают из-за болезни или потери трудоспособности?

В таких случаях доходом считается начисляемое социальное пособие по временной нетрудоспособности

19.Могут ли применяться в будущем какие-либо меры стимулирования для физических лиц и трудовых коллективов, которые исправно платят взносы в Фонд и не обращаются за медицинской помощью?

В действующем законодательстве не предусмотрены такие нормы по выплате стимулирующих выплат или предоставлений мер стимулирования.

В международной практике в системе социального медицинского страхования также отсутствуют такие примеры.

20.Почему за военнослужащих и сотрудников силовых структур не предусмотрены отчисления и взносы

Освобождение указанных лиц от уплаты отчислений и взносов в первую очередь связано с исключением двойного финансирования. Наличие ведомственной медицины уже предполагает расходы со стороны государства на медицинское обеспечение военнослужащих и сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов. Уплата за указанных лиц отчислений и вносов из средств государственного бюджета явилось бы двойным расходованием средств на медицинское обеспечение

21.Почему бы не исключить иностранцев из этого списка? Ведь это несправедливо!!! Почему мы должны за счет своих денег лечить бесплатно иностранцев. Ведь ни в одной стране мира нас не лечат бесплатно!

Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в нашей стране (то есть имеющие вид на жительство) имеют такие же права и обязанности, как и граждане (пункт 2 статьи 2 закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании»), т.е. на тих распространяются такие же обязательства по уплате взносов и отчислений. Вместе с тем, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в нашей стране, являющиеся детьми, инвалидами, пенсионерами, студентами будут страховаться за счет государства. Это общепринятая мировая практика. В системе социального и пенсионного обеспечения, в системе образования указанные лица приравнены к гражданам Республики Казахстан. Более того, часть иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в нашей стране (к примеру, родители детей, или дети пенсионеров, а также пенсионеры сами) работают и уплачивают подоходный налог, за них работодатель уплачивает социальный налог, т.е. они участвуют через налогообложение в создании социальных благ в стране, соответственно имеют право пользоваться социальными благами.

22.Касательно ограничения при превышении пятнадцатикратного размера минимальной заработной платы, установленной на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете при расчете отчислений и взносов на ОСМС

Система налогов и сборов в экономике – это инструмент государства справедливо распределять доходы от богатых к менее богатым. Одновременно, применяются механизмы сдерживания стремления к сокращению официальных доходов и перетеканию их в теневой сектор, обычно это установление верхнего предела сборов от доходов равный примерно 2-3-х кратному размеру доходов. В системе ОСМС также применен указанный механизм в виде установления верхнего предела отчислений и взносов и он примерно равен 2,5 кратному размеру средней заработной платы в экономике страны

23.Будет ли являться уплата взносов в ФСМС обязанностью гражданина или это станет его правом?

Сможет ли работающий человек отказаться участвовать в системе ОСМС  и оплачивать получение медицинской помощи через кассу лечебного учреждения?

ЗаконРК от 16 ноября 2015года № 405-V ЗРК «Об обязательном социальном медицинском страховании» регулирует общественные отношения, возникающие в системе обязательного социального медицинского страхования, в целях реализации конституционного права граждан на охрану здоровья (далее – Закон).

Согласно статьи 4Законаодним из принципов обязательного социальногомедицинскогострахованияобязательность уплаты отчислений и (или) взносов.

В соответствии с пунктом 6 статьи 14 Закона плательщики обязаны своевременно и в полном объеме исчислять (удерживать) и перечислять отчисления и (или) взносы, а также пеню за несвоевременную и (или) неполную уплату отчислений и (или) взносов.

При этом, законопроектом планируется расширить круг плательщиков взносов гражданами Республики Казахстан, выехавшими за пределы Республики Казахстан, за исключением выехавших на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан в установленном законодательством порядке и граждан, за которых в Республике Казахстан осуществляется уплата отчислений и (или) взносов (далее – граждане, выехавшие за пределы Республики Казахстан).

Плательщиками взносов не являются иностранцы и лица без гражданства, за исключением лиц, постоянно проживающих на территории РК, и оралманов, если иное не предусмотрено международными договорами, ратифицированными РК.

Учитывая вышеизложенное – уплата взносов в ФСМС является обязанностью плательщиков, в том числе граждан Казахстана.

Получение медицинской помощи через кассу лечебного учреждения возможно в случае получения платных медицинских услуг (статья 35 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения»).

24.Вправе ли будет гражданин РК, уезжающий за пределы РК, не оплачивать взносы в ФСМС, а сделать это по приезду?

Если гражданин РК уехал за пределы РК на долгое время, например, на год, будет ли считаться, что у него есть долг по оплате взносов в ФСМС, с учетом того, что на протяжение года человек не пользовался медицинскими услугами в РК?

Если гражданин РК, находясь за рубежом, не оплачивал взносы в ФСМС, по приезду тоже не стал платить и собирается снова выехать за пределы страны, то будет ли долг в ФСМС считаться основанием для того, чтобы запретить человеку выезд из РК?

В соответствии с законопроектом лица, за которых не произведена уплата отчислений и (или) взносов в фонд, для приобретения права на медицинскую помощь в системе обязательного социального медицинского страхования обязаны уплатить взносы в фонд за не уплаченный период, но не более двенадцати месяцев, предшествующих дате уплаты в размере 5% от минимального размера заработной платы, установленной на текущий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Период уплаты взносов предусмотреный законопроектом для граждан, выехавших за пределы Республики Казахстан – не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным.

Уплата взносов граждан, выехавших за пределы
Республики Казахстан в фонд производится
через банки или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций.

Законопроектом не предусмотрены меры взыскания в отношении лиц, не уплативших своевременно и в полном объеме взносы.

25.Государство  с 1 января 2018 года будет перечислять в Фонд СМС  взносы за определенные категории граждан в том числе: « многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившие ранее звание «Мать-героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» I и II степени».

Вопрос:  Означает ли это что за многодетных матерей имеющих 4-х детей также будет перечислять взносы государство. Или это касается только многодетных матерей имеющих вышеуказанные награды?

В соответствии с законодательством, многодетные матери, имеющие 4-х детей не освобождены от уплаты взносов, соответственно взносы за них государством не будут уплачиваться

26.Например я работаю – за меня перечисляет работодатель –я пользуюсь пакетом ОСМС.  Я ушел на больничный (в том числе дородовый период – больничный)…

Вопрос: Во время нахождения на больничном- кто за меня перечисляет и что является объектом исчисления? И как будет учитываться мой стаж -12 месяцев для получения пакета ОСМС?

Уплата взносов и отчислений осуществляется от всех видов доходов, уплачиваемых работнику, в том числе и за счет больничных. Таким образом, во время нахождения на оплачиваемом больничном, за работника будут перечисляться взносы и отчисления.

Что касается дородового периода, то за неработающих беременных (в период когда женщине на начисляются доходы) взносы уплачиваются за счет государства.

27.Сколько % от ВВП составят расходы на медицинскую помощь в рамках ГОБМП и ОСМС в ближайшие 3 года?

По данным актуарных расчетов не более 2% от ВВП. Для справки: исходя из утвержденного бюджета на 2017 год на ГОБМП – доля расходов на ГОБМП составляет 1,9% от ВВП.

28.Будет ли увеличение медицинских услуг с внедрением ОСМС?

В связи с поэтапным увеличением размеров ставок взносов и отчислений в системе ОСМС предполагается также увеличение объемов медицинских услуг по мере роста доходов Фонда СМС. В приоритетном порядке предполагается увеличение доступности к амбулаторно-поликлинической помощи, реабилитационным услугам и амбулаторному лекарственному обеспечению.

29.К какой категории плательщиков относятся работники НПО?

Работники неправительственных организаций (НПО), относятся к наемным работникам, уплату отчислений и взносов за которых осуществляет администрация НПО. Если же, работник НПО, относится к категориям лиц, за которых уплату взносов осуществляет государство, то НПО освобождается от уплаты отчислений и взносов за этих работников.

В проекте ЗРК, рассматриваемом в Парламенте РК предусматривается ли расширение категорий лиц, за которых уплату взносов  осуществляет государство за счет воинов – интернационалистов (афганцы)

Нет, не предусматривается

 [:kz]1.Кого относить к пенсионерам? Есть работники, которые отработали нормативное время по своей специальности (машинисты), но не достигли общеустановленного пенсионного возраста.

В соответствии с ЗРК «О пенсионном обеспечении»:получатель пенсионных выплат – физическое лицо, которому назначены государственная базовая пенсионная выплата и (или) пенсионные выплаты по возрасту, и (или) пенсионные выплаты за выслугу лет, и (или) имеющее право на получение пенсионных выплат из единого накопительного пенсионного фонда и (или) добровольного накопительного пенсионного фонда

2.Какова комиссия в банках второго уровня за перечисление взносов?

По данным из официальных источников (сайты банков второго уровня) на сегодняшний день комиссия за уплату социальных отчислений составляет от 250 тенге за 1 лицо.

3.Каков порядок исчисления и перечисления взносов самостоятельно уплачивающим взносы?

Лица, из числа неактивного населения, самостоятельно исчисляют и перечисляют через банки второго уровня и другие финансовые организации взносы в размере 5% от 1 МЗП ежемесячно. Также предоставляется возможность уплаты взносов авансом. В случае необходимости такие лица могут через саll – центр Фонда СМС обратиться за справочной информацией по задолженности перед Фондом СМС.

4.Как быть людям, которые живут за счет двух коров или за счет кур?

Такую категорию лиц относят к непродуктивно самозанятым. В проекте Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения», рассматриваемом в Парламенте РК для этой категории лиц предусмотрено обязательство по ежемесячной уплате взносов на ОСМС в размере 5% от 1 МЗП. При своевременной и полной уплате взносов указанные лица имеют право на весь пакет медицинской помощи в системе ОСМС.

5.Как будут страховаться родители, ухаживающие за детьми – инвалидами старше 18 лет?

В проекте Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения», рассматриваемом в Парламенте РК для этой категории лиц предусмотрено обязательство по ежемесячной уплате взносов на ОСМС в размере 5% от 1 МЗП. При своевременной и полной уплате взносов указанные лица имеют право на весь пакет медицинской помощи в системе ОСМС.

Уплата взносов и (или) отчислений этих лиц может быть осуществлена за счет:

1. заработной платы при трудоустройстве в соответствии с действующим законодательством в качестве социального работника по уходу за инвалидами;

2. заработной платы при трудоустройстве на неполный рабочий день или работу на дому;

3. государственной адресной социальной помощи для лиц (семей) с месячным среднедушевым доходом ниже черты бедности;

4. за счет доходов других членов семьи и иных лиц

6.Какие критерии кто такие иностранцы и лица без гражданства постоянно проживающие на территории РК

В соответствии со статьей 4 Закона РК «О правовом положении иностранцев»:

Постоянно проживающими в Республике Казахстан признаются иностранцы, получившие на то разрешение и документ на право постоянного проживания в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
Обязательным условием предоставления разрешения на постоянное проживание в Республике Казахстан является подтверждение лицом, претендующим на получение такого разрешения, за исключением этнических казахов, лиц, родившихся или ранее состоявших в гражданстве Республики Казахстан или Казахской Советской Социалистической Республики, и членов их семей, своей платежеспособности в порядке и размерах, определяемых Правительством Республики Казахстан.

7.В соответствии с п.2 постановления Правительства РК от 26 ноября 2003 года N 1185:

2. Иностранцы и лица без гражданства подтверждают свою платежеспособность при обращении с ходатайством о получении разрешения на право постоянного проживания в Республике Казахстан, выдаваемого в установленном законодательством порядке.

Для подтверждения своей платежеспособности в период пребывания в Республике Казахстан ходатайствующий представляет в органы внутренних дел документ банка-резидента Республики Казахстан (справку), подписанный председателем правления банка или уполномоченным лицом банка, о наличии денег на банковском счете (счетах) в сумме:

1) равной или превышающей эквивалент тысяча трехсот двадцатикратного минимального расчетного показателя, установленного на дату подачи ходатайства об оставлении на постоянное проживание;

2) достаточной для покупки жилища, из расчета 15 квадратных метров на одного члена семьи в населенном пункте, где ходатайствующий намерен проживать.

8.Норма, предусмотренная в законопроекте для ИП предполагает, что независимо от получаемого дохода все ИП будут производить взносы в фонд в одинаковом размере. Объясните почему?

Данная норма была предложена в проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения» министерством национальной экономики по следующим основаниям:

– с целью обеспечения справедливого подхода по уплате взносов различными категориями граждан, а именно размер взноса, равный 5% от 2 МЗП примерно соответствует размеру взноса наемных работников, рассчитанный от среднемесячной заработной платы в стране по данным статистики

– размер взноса ИП, предусмотренный по действующему законодательству в 2% от 1 МЗП мотивирует дробление субъектов малого и среднего бизнеса на множество ИП, таким образом может снизится доходная часть бюджета страны;

– удобно для администрирования взносов этой категории лиц;

– ИП с высокими доходами (обычно имеют наемных работников) кроме взносов за себя уплачивают отчисления и за своих наемных работников, таким образом отсутствует неравенство между ИП с высокими и низкими доходами

9.Каким образом и кто будет присваивать статус членам семьи и лиц, находящимся на иждивении военнослужащих? Будет ли государство вносить взносы за данные категории в Фонд СМС?

Например, супруга военнослужащего – домохозяйка, какой статус –самозанятая (сама платит 5% от МЗП) или необходимо включить в 14 категорий за которых платит государство?

Статус гражданам присваивается в зависимости от наличия (или отсутствия) у него доходов.

Что касается неработающей супруги, (неработающего) супруга военнослужащего, то в проекте Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения» предлагается придавать им статус безработных без предъявления к ним требований, предусмотренных к безработным (регистрация, обучение, переквалификация и др.). Данная норма была предложена с целью социальной защиты членов семей военнослужащих, работников специальных государственных и правоохранительных органов, которые в силу особенностей несения службы вынуждены постоянно менять место жительства, проживать в отдаленных местностях где отсутствует возможность трудоустройства и др.

10.Государство будет осуществлять взносы в Фонд СМС за неработающих лиц, осуществляющие уход за ребенком инвалидом в возрасте до 18 лет.

Каким образом и где на учете будут находится данные лица? Так как в данный момент информация о данном контингенте не располагают органы занятости и ГЦВП.

В соответствии с Законом РК «О государственных пособиях семьям, имеющим детей» от 28 июня 2005 года N 63

Предусмотрено ежемесячное государственное пособие, назначаемое и выплачиваемое матери или отцу, усыновителю (удочерителю), опекуну (попечителю), воспитывающему ребенка-инвалида (детей-инвалидов). Учет этих лиц ведется в базах данных министерства труда и социальной защиты населения РК.

11.Каким образом будет реализован механизм оплаты взносов за просроченные периоды и на кого возлагается контроль за своевременным поступленийвзносов неработающих – самозанятых лиц?

В проекте Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения» предусмотрено обязательство по уплате задолженности за неуплаченный период, но не более 12 месяцев.

Лицо, из числа неактивного населения самостоятельно исчисляет и перечисляет взносы, при этом по обращению таких лиц Фонд СМС будет предоставлять информацию о неуплаченном периоде.

Ввиду отсутствия действующих инструментов для контроля за своевременной и полной уплатой взносов неактивными лицами в законодательстве не предусмотрены функции контроля. Выявление неуплаты будет осуществляться только при обращении за медицинской помощью в системе ОСМС.

12.Например,самозанятый оплатил взносы сегодня и сможет сегодня же обратиться в медицинское учреждение за плановой помощью? В течении какого времени после оплаты отчислений будет видно в ИС, что самозанятый является плательщиком в Фонд СМС и может пользоваться пакетом ОСМС?

Функциональные требования, разработанные к системе сбора взносов и отчислений и к регистру потребителей медицинских услуг (РПМУ), предусматривают регистрацию платежей день в день. Система сбора и РПМУ в настоящее время находятся в стадии разработки, по результатам их готовности можно будет сказать о конкретном времени, необходимом для определения статуса застрахованного.

13.Самозанятые (непродуктивные) смогут произвести отчисления в Фонд ОСМС 1 раз в год всю сумму за 12 месяцев или необходимо ежемесячно отчислять? Отдаленные населенные пункты не всегда смогут своевременно выезжать в районные центры из-за погодных условий

В проекте Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения» предусмотрено право уплачивать авансом. Это может быть 2, 3 или более месяцев.

14.Непродуктивным самозанятым на территории города рекомендуется вносить взносы в Фондчерез банки второго уровня (БВУ), в связи с отсутствием банков на территории сел, какие сервисы будут открыты населе, например, Egov.kz, Казпочта и так далее?

Учитывая характер платежей (персонификация, возможность возврата и др.) уплата может быть возможна только через банки второго уровня и другие финансовые организации, осуществляющие финансовые операции (в том числе и через отделения АО «Казпочта»). Такие сервисы, как терминалы и другие, не могут обеспечить требования к платежам, оговоренные выше, и соответственно не будут применяться, по крайней мере, в ближайшее время

15.Что следует понимать под понятием “упрощенный порядок регистрации членов семьи военных и правоохранительных органов, для оплаты взносов в фонд со стороны государства”, каким образом это будет происходит на практике?

Упрощенный порядок регистрации неработающих членов семьи военнослужащего, сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов будет определяться уполномоченным органом в сфере занятости (министерство труда и социально защиты населения РК). И предполагает регистрацию указанных лиц на основании заявки соответствующих государственных органов без физического присутствия таких лиц в центрах занятости.

16.Когда официально опубликуют единую методику расчета размеров взносов работодателей, ИП и прочими физическими лицами в Фонд?

Приказ МЗ РК «Об утверждении Правил исчисления и перечисления взносов и (или) отчислений на обязательное социальное медицинское страхование» будут официально опубликовано после его принятия (с учетом норм рассматриваемых в проекте Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения» – не ранее срока вступления в силу закона). Проект приказа с учетом норм проекта закона будет размещен на сайте МЗ РК в апреле месяце

17.Будут ли предусмотрены какие-либо наказания для физических лиц, не выплачивающих и сознательно уклоняющихся от уплаты взносов в Фонд СМС, в случае применения – какого характера они, накладываются ли штрафы или применяются другие наказания?

В действующем законодательстве предусмотрены уплата неустойки и наложение административных мер наказания (предупреждение и штрафы) для физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, профессиональных медиаторов

18.Каков порядок уплаты взносов в Фонд СМС со стороны работодателя и для работников за самих себя, когда они находятся на больничном листе, и долгое время не работают из-за болезни или потери трудоспособности?

В таких случаях доходом считается начисляемое социальное пособие по временной нетрудоспособности

19.Могут ли применяться в будущем какие-либо меры стимулирования для физических лиц и трудовых коллективов, которые исправно платят взносы в Фонд и не обращаются за медицинской помощью?

В действующем законодательстве не предусмотрены такие нормы по выплате стимулирующих выплат или предоставлений мер стимулирования.

В международной практике в системе социального медицинского страхования также отсутствуют такие примеры.

20.Почему за военнослужащих и сотрудников силовых структур не предусмотрены отчисления и взносы

Освобождение указанных лиц от уплаты отчислений и взносов в первую очередь связано с исключением двойного финансирования. Наличие ведомственной медицины уже предполагает расходы со стороны государства на медицинское обеспечение военнослужащих и сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов. Уплата за указанных лиц отчислений и вносов из средств государственного бюджета явилось бы двойным расходованием средств на медицинское обеспечение

21.Почему бы не исключить иностранцев из этого списка? Ведь это несправедливо!!! Почему мы должны за счет своих денег лечить бесплатно иностранцев. Ведь ни в одной стране мира нас не лечат бесплатно!

Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в нашей стране (то есть имеющие вид на жительство) имеют такие же права и обязанности, как и граждане (пункт 2 статьи 2 закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании»), т.е. на тих распространяются такие же обязательства по уплате взносов и отчислений. Вместе с тем, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в нашей стране, являющиеся детьми, инвалидами, пенсионерами, студентами будут страховаться за счет государства. Это общепринятая мировая практика. В системе социального и пенсионного обеспечения, в системе образования указанные лица приравнены к гражданам Республики Казахстан. Более того, часть иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в нашей стране (к примеру, родители детей, или дети пенсионеров, а также пенсионеры сами) работают и уплачивают подоходный налог, за них работодатель уплачивает социальный налог, т.е. они участвуют через налогообложение в создании социальных благ в стране, соответственно имеют право пользоваться социальными благами.

22.Касательно ограничения при превышении пятнадцатикратного размера минимальной заработной платы, установленной на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете при расчете отчислений и взносов на ОСМС

Система налогов и сборов в экономике – это инструмент государства справедливо распределять доходы от богатых к менее богатым. Одновременно, применяются механизмы сдерживания стремления к сокращению официальных доходов и перетеканию их в теневой сектор, обычно это установление верхнего предела сборов от доходов равный примерно 2-3-х кратному размеру доходов. В системе ОСМС также применен указанный механизм в виде установления верхнего предела отчислений и взносов и он примерно равен 2,5 кратному размеру средней заработной платы в экономике страны

23.Будет ли являться уплата взносов в ФСМС обязанностью гражданина или это станет его правом?

Сможет ли работающий человек отказаться участвовать в системе ОСМС  и оплачивать получение медицинской помощи через кассу лечебного учреждения?

ЗаконРК от 16 ноября 2015года № 405-V ЗРК «Об обязательном социальном медицинском страховании» регулирует общественные отношения, возникающие в системе обязательного социального медицинского страхования, в целях реализации конституционного права граждан на охрану здоровья (далее – Закон).

Согласно статьи 4Законаодним из принципов обязательного социальногомедицинскогострахованияобязательность уплаты отчислений и (или) взносов.

В соответствии с пунктом 6 статьи 14 Закона плательщики обязаны своевременно и в полном объеме исчислять (удерживать) и перечислять отчисления и (или) взносы, а также пеню за несвоевременную и (или) неполную уплату отчислений и (или) взносов.

При этом, законопроектом планируется расширить круг плательщиков взносов гражданами Республики Казахстан, выехавшими за пределы Республики Казахстан, за исключением выехавших на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан в установленном законодательством порядке и граждан, за которых в Республике Казахстан осуществляется уплата отчислений и (или) взносов (далее – граждане, выехавшие за пределы Республики Казахстан).

Плательщиками взносов не являются иностранцы и лица без гражданства, за исключением лиц, постоянно проживающих на территории РК, и оралманов, если иное не предусмотрено международными договорами, ратифицированными РК.

Учитывая вышеизложенное – уплата взносов в ФСМС является обязанностью плательщиков, в том числе граждан Казахстана.

Получение медицинской помощи через кассу лечебного учреждения возможно в случае получения платных медицинских услуг (статья 35 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения»).

24.Вправе ли будет гражданин РК, уезжающий за пределы РК, не оплачивать взносы в ФСМС, а сделать это по приезду?

Если гражданин РК уехал за пределы РК на долгое время, например, на год, будет ли считаться, что у него есть долг по оплате взносов в ФСМС, с учетом того, что на протяжение года человек не пользовался медицинскими услугами в РК?

Если гражданин РК, находясь за рубежом, не оплачивал взносы в ФСМС, по приезду тоже не стал платить и собирается снова выехать за пределы страны, то будет ли долг в ФСМС считаться основанием для того, чтобы запретить человеку выезд из РК?

В соответствии с законопроектом лица, за которых не произведена уплата отчислений и (или) взносов в фонд, для приобретения права на медицинскую помощь в системе обязательного социального медицинского страхования обязаны уплатить взносы в фонд за не уплаченный период, но не более двенадцати месяцев, предшествующих дате уплаты в размере 5% от минимального размера заработной платы, установленной на текущий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Период уплаты взносов предусмотреный законопроектом для граждан, выехавших за пределы Республики Казахстан – не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным.

Уплата взносов граждан, выехавших за пределы
Республики Казахстан в фонд производится
через банки или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций.

Законопроектом не предусмотрены меры взыскания в отношении лиц, не уплативших своевременно и в полном объеме взносы.

25.Государство  с 1 января 2018 года будет перечислять в Фонд СМС  взносы за определенные категории граждан в том числе: « многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившие ранее звание «Мать-героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» I и II степени».

Вопрос:  Означает ли это что за многодетных матерей имеющих 4-х детей также будет перечислять взносы государство. Или это касается только многодетных матерей имеющих вышеуказанные награды?

В соответствии с законодательством, многодетные матери, имеющие 4-х детей не освобождены от уплаты взносов, соответственно взносы за них государством не будут уплачиваться

26.Например я работаю – за меня перечисляет работодатель –я пользуюсь пакетом ОСМС.  Я ушел на больничный (в том числе дородовый период – больничный)…

Вопрос: Во время нахождения на больничном- кто за меня перечисляет и что является объектом исчисления? И как будет учитываться мой стаж -12 месяцев для получения пакета ОСМС?

Уплата взносов и отчислений осуществляется от всех видов доходов, уплачиваемых работнику, в том числе и за счет больничных. Таким образом, во время нахождения на оплачиваемом больничном, за работника будут перечисляться взносы и отчисления.

Что касается дородового периода, то за неработающих беременных (в период когда женщине на начисляются доходы) взносы уплачиваются за счет государства.

27.Сколько % от ВВП составят расходы на медицинскую помощь в рамках ГОБМП и ОСМС в ближайшие 3 года?

По данным актуарных расчетов не более 2% от ВВП. Для справки: исходя из утвержденного бюджета на 2017 год на ГОБМП – доля расходов на ГОБМП составляет 1,9% от ВВП.

28.Будет ли увеличение медицинских услуг с внедрением ОСМС?

В связи с поэтапным увеличением размеров ставок взносов и отчислений в системе ОСМС предполагается также увеличение объемов медицинских услуг по мере роста доходов Фонда СМС. В приоритетном порядке предполагается увеличение доступности к амбулаторно-поликлинической помощи, реабилитационным услугам и амбулаторному лекарственному обеспечению.

29.К какой категории плательщиков относятся работники НПО?

Работники неправительственных организаций (НПО), относятся к наемным работникам, уплату отчислений и взносов за которых осуществляет администрация НПО. Если же, работник НПО, относится к категориям лиц, за которых уплату взносов осуществляет государство, то НПО освобождается от уплаты отчислений и взносов за этих работников.

В проекте ЗРК, рассматриваемом в Парламенте РК предусматривается ли расширение категорий лиц, за которых уплату взносов  осуществляет государство за счет воинов – интернационалистов (афганцы)

Нет, не предусматривается

 [:en]1. Who is considered to be a pensioner? There are workers who have worked the normative time for their specialty (machinists), but have not reached the generally established retirement age.

In accordance with the Law of the Republic of Kazakhstan “On pension security”: the recipient of pension payments is an individual who is assigned a state basic pension benefit and / or pension payments by age, and / or pension payments for long service, and (or) receipt of pension payments from a single accumulative pension fund and (or) voluntary accumulative pension fund.

2. What is the commission in the second tier banks for transferring contributions?

According to official sources (sites of second-tier banks) today the commission for the payment of social contributions is from 250 tenge per person.

3. What is the procedure for calculating and transferring contributions to self-paying contributions?

Persons from among the inactive population independently calculate and transfer through banks of the second level and other financial organizations contributions in the amount of 5% of 1 MCE per month. It is also possible to pay contributions in advance. If necessary, such persons may, through the center of the SMS Fund, apply for background information on the debt to the SMS Fund.

  1. What do the people have to do, who live at the expense of two cows or at the expense of chickens?
    This category of people is considered to be unproductively self-employed. The Draft of the Law of the Republic of Kazakhstan “On Amendments and Additions to Some Legislative Acts of the Republic of Kazakhstan on Health Care”, considered in the Parliament of the Republic of Kazakhstan for this category of persons, provides for a monthly payment of contributions for health insurance in the amount of 5% of 1 MCE. With the timely and full payment of contributions, these individuals are entitled to the entire package of medical assistance in the social medical insurance system.
  2. How do the people have to be insured, who care for children with disabilities over 18 years old?

The Draft of the Law of the Republic of Kazakhstan “On Amendments and Additions to Some Legislative Acts of the Republic of Kazakhstan on Health Care”, considered in the Parliament of the Republic of Kazakhstan for this category of people, provides for a monthly payment of contributions to the medical insurance of 5% of 1 MCE. With the timely and full payment of contributions, these individuals are entitled to the entire package of medical assistance in the OSMS system.

Payment of contributions and (or) deductions of these persons can be carried out at the expense of:

1. Salary in accordance with the current legislation as a social worker for the care of disabled people;

2. Salary for part-time work or work at home;

3. State targeted social assistance for individuals (families) with a monthly average per capita income below the poverty line;

4. At the expense of income of other family members and other people

  1. What criterias, who are foreigners and stateless persons permanently residing in the territory of the Republic of Kazakhstan

In accordance with Article 4 of the Law of RK “On the legal status of foreigners”:

Permanent residents of the Republic of Kazakhstan are foreigners who have obtained permission for this and a document for the right to permanent residence in the manner determined by the Government of the Republic of Kazakhstan.
An obligatory condition for granting a permanent residence permit in the Republic of Kazakhstan is the confirmation by a person applying for such permission, with the exception of ethnic Kazakhs, persons born or previously in the citizenship of the Republic of Kazakhstan or the Kazakh Soviet Socialist Republic and members of their families, their solvency in the order and the amounts determined by the Government of the Republic of Kazakhstan.

  1. In accordance with paragraph 2 of the Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan dated November 26, 2003 N 1185:

    2. Foreigners and stateless people confirm their solvency when applying for a permit for the right to permanent residence in the Republic of Kazakhstan, issued in accordance with the procedure established by law.

    In order to confirm his solvency during his stay in the Republic of Kazakhstan, the applicant submits to the internal affairs authorities the document of the resident bank of the Republic of Kazakhstan (certificate) signed by the chairman of the bank board or an authorized person of the bank on the availability of money in the bank account (s) in the amount of:

    1) equal to or greater than the equivalent of one thousand three hundred and twenty times the minimum calculated indicator established as of the date of submission of the application for leaving for permanent residence;

    2) sufficient for the purchase of a house, at a rate of 15 square meters per member of the family in the village where the applicant intends to reside.

  2. The norm envisaged in the draft law for SP assumes that irrespective of the income received, all SP will make contributions to the fund in the same amount. Explain why?

    This norm was proposed in the draft Law of the Republic of Kazakhstan “On Amendments and Additions to Some Legislative Acts of the Republic of Kazakhstan on Health Care” by the Ministry of National Economy on the following grounds:

    – with a view to ensuring a fair approach to the payment of contributions by different categories of citizens, namely the contribution rate equal to 5% of the 2 MCE roughly corresponds to the size of the contribution of employees calculated from the average monthly salary in the country according to statistics

    – the size of the SP contribution, provided by the current legislation in 2% of 1 MCE motivates the fragmentation of small and medium-sized businesses into a multitude of SP, thus the revenue side of the country’s budget may decrease;

    – convenient for administration of contributions of this category of persons;

    – is with high incomes (usually hired workers), in addition to contributions for themselves, pay deductions for their employees, so there is no disparity between SP with high and low incomes

    9.How and who will assign the status to family members and persons who are dependent on military personnel? Will the state make contributions for these categories to the SMI Fund?

    For example, the wife of a serviceman is a housewife, what is the status of self-employed (she pays 5% of MCE) or should be included in 14 categories for which the state pays?

    The status of citizens is appropriated depending on the availability (or lack thereof) of income.

    As for the unemployed spouse, the (non-working) spouse of the serviceman, the draft of the Law of the Republic of Kazakhstan “On Amendments and Additions to Some Legislative Acts of the Republic of Kazakhstan on Health Care” proposes to give them the status of unemployed without presenting to them the requirements provided for the unemployed (registration, training , retraining, etc.). This provision was proposed for the purpose of social protection of family members of servicemen, employees of special state and law enforcement bodies who, due to the nature of the service, are forced to constantly change their place of residence, live in remote areas where there is no possibility of employment. The state will make contributions to the SMI Fund for non-working people caring for a child with a disabled person under the age of 18.

    10. How and where will these persons be registered? Since at the moment information about this contingent is not available to employment agencies.
    In accordance with the Law of the Republic of Kazakhstan “On State Benefits for Families with Children” of June 28, 2005, N 63 there is a monthly state allowance, appointed and paid to the mother or father, adopter, guardian (guardian) disabled people. These people are registered in the databases of the Ministry of Labor and Social Protection of the Population of the Republic of Kazakhstan.

  3. How will the mechanism for payment of contributions for overdue periods be implemented and who will be monitored for the timely receipt of contributions of unemployed – self-employed persons?
    The draft of the Law of the Republic of Kazakhstan “On Amendments and Additions to Some Legislative Acts of the Republic of Kazakhstan on Health Care” provides for an obligation to pay arrears for an unpaid period, but not more than 12 months.

    A person from among the inactive population independently calculates and transfers contributions, while at the request of such persons, the SMI Fund will provide information on the unpaid period.

    Due to the lack of existing instruments to control the timely and full payment of contributions by inactive persons, the legislation does not provide for monitoring functions. Identification of non-payment will be made only when seeking medical help in the SMI system.

    12. For example, has the self-employed paid the fees today and will be able to apply today to the medical institution for routine care? How long after the payment of the deductions will it be seen in the SMI that the self-employed person is a payer to the SMI Fund and can use the SMI package?

    Functional requirements developed for the system of collection of contributions and deductions and to the register of consumers of medical services (RCMS), provide for the registration of payments day in day. The collection system and the RPMU are currently under development, as a result of their readiness it will be possible to say about the specific time required to determine the status of the insured.

  4. Self-employed (unproductive) will be able to contribute to the SMI Fund once a year the entire amount for 12 months or must be paid monthly? Remote settlements may not always be able to travel to rayon centers on time due to weather conditions

    The Draft Law of the Republic of Kazakhstan “On Amendments and Additions to Certain Legislative Acts of the Republic of Kazakhstan on Health Care” provides for the right to pay in advance. It can be 2, 3 or more months.

    14. It is recommended to make non-productive self-employed in the city territory contributions to the Fund through second-tier banks, due to the lack of banks in the villages, what services will be open to the population, for example, Egov.kz, Kazpost and so on?

    Taking into account the nature of payments (personification, possibility of return, etc.), payment can be possible only through second-tier banks and other financial organizations that carry out financial transactions (including through the branches of Kazpost JSC). Services such as terminals and others cannot meet the payment requirements specified above and will therefore not be applied, at least in the near future

    15.What should be understood by the term “simplified procedure for registration of family members of military and law enforcement agencies, for payment of contributions to the fund from the state”, how will this happen in practice?

    A simplified procedure for the registration of non-working members of the family of a serviceman, employees of special state and law enforcement bodies will be determined by the authorized body in the field of employment (Ministry of Labor and Social Protection of the Population of the Republic of Kazakhstan). And it presupposes the registration of these persons on the basis of the application of the relevant state bodies without the physical presence of such persons in the employment centers.

  5. When do they formally publish a uniform methodology for calculating the contributions of employers, medical insurance and other individuals to the Fund?

    The order of the Ministry of Health of the RK “On approval of the Rules for the calculation and transfer of contributions and (or) deductions for compulsory social health insurance” will be officially published after its adoption (taking into account the norms of the draft Law “On Amendments and Additions to Certain Legislative Acts of the Republic of Kazakhstan for health issues “- not earlier than the effective date of the law). The draft order, taking into account the norms of the draft law, will be posted on the website of the Ministry of Health of the Republic of Kazakhstan in April

    17. Will there be any penalties for individuals who do not pay and knowingly shy away from paying contributions to the SMI Fund, in case of application – what kind of character are they, are fines imposed or other penalties applied?

    The current legislation provides for payment of penalties and imposition of administrative penalties (warning and fines) for individuals registered as individual entrepreneurs, private notaries, private bailiffs, lawyers, professional mediators

    18. What is the procedure for paying contributions to the SMS fund from the employer and for the employees for themselves when they are on the sick leave sheet and for a long time do not work due to illness or disability?

    In such cases, income is calculated accrued social benefit for temporary incapacity for work

    19. Can any incentive measures be applied in the future for individuals and labor collectives who regularly pay contributions to the Fund and do not seek medical help?

    The current legislation does not provide for such rules for the payment of incentive payments or the provision of incentive measures.

    In international practice, there are no such examples in the system of social health insurance.

 

 

  1. Why do military servicemen and law enforcement personnel have no deductions and contributions

    The exemption of these individuals from payment of contributions and contributions is primarily due to the exclusion of double financing. Presence of departmental medicine already presupposes expenditures on the part of the state on medical provision of servicemen and employees of special state and law enforcement bodies. The payment for these persons of deductions and contributions from the state budget would be a double expenditure of funds for medical care

    21. Why not exclude foreigners from this list? It’s unfair!!! Why should we spend our money to treat free aliens? After all, in no country in the world we are not treated for free!

    Foreigners and stateless persons permanently residing in our country (that is, having a residence permit) have the same rights and duties as citizens (Paragraph 2 of Article 2 of the Law of the Republic of Kazakhstan “On Compulsory Social Health Insurance”), i.e. the same obligations for payment of contributions and deductions apply. At the same time, foreigners and stateless persons permanently residing in our country, being children, invalids, pensioners, and students will be insured at the expense of the state. This is a common world practice. In the system of social and pensions, in the education system, these persons are equal to the citizens of the Republic of Kazakhstan. Moreover, some foreigners and stateless persons permanently residing in our country (for example, parents of children or children of pensioners, as well as pensioners themselves) work and pay income tax, for which the employer pays a social tax, i. they participate through taxation in the creation of social benefits in the country, respectively, have the right to enjoy social benefits.

 

  1. Regarding the restriction on exceeding the fifteen-fold minimum wage established for the relevant fiscal year by the law on the republican budget when calculating the contributions and contributions to the SMI

    The system of taxes and charges in the economy is an instrument of the state to fairly distribute the income from the rich to the less rich. At the same time, mechanisms are used to curb the desire to reduce official incomes and transfer them to the informal sector, usually this is the establishment of an upper limit on income collections equal to about 2-3 times the amount of income. The medical insurance system also applies this mechanism in the form of setting the upper limit of contributions and contributions and it is approximately equal to 2.5 times the average wage in the economy of the country

    23. Will there be payment of contributions to the SMI by a citizen’s duty or will it become his right?

    Will a working person refuse to participate in the SMI system and pay for medical assistance through the cashier’s office?

    The Law of the Republic of Kazakhstan of November 16, 2015, No. 405-V “On Mandatory Social Health Insurance” regulates social relations arising in the system of compulsory social health insurance, in order to implement the constitutional right of citizens to health care (hereinafter – the Law).

    According to Article 4 of the Law, one of the principles of compulsory social health insurance is the obligation to pay deductions and (or) contributions.

    In accordance with clause 6 of article 14 of the Law, payers are obliged to calculate (withhold) and transfer the deductions and (or) contributions in a timely and full amount, as well as a penalty for late and (or) incomplete payment of contributions and (or) contributions.

    At the same time, it is planned to expand the circle of payers of payments by citizens of the Republic of Kazakhstan, who have left the Republic of Kazakhstan, with the exception of those who have moved to the permanent place of residence outside the Republic of Kazakhstan in accordance with the procedure established by law and citizens, for which payments of contributions and (or) contributions are made in the Republic of Kazakhstan (hereinafter referred to as citizens who have left the Republic of Kazakhstan).

    Payers of contributions are not foreigners and stateless persons, except for persons permanently residing in the territory of the Republic of Kazakhstan, and oralmans, unless otherwise stipulated by international treaties ratified by the Republic of Kazakhstan.

    Given the foregoing – the payment of contributions to the FMS is the responsibility of payers, including citizens of Kazakhstan.

    Obtaining medical assistance through the cash register of a medical institution is possible in case of receiving paid medical services (Article 35 of the Code of the Republic of Kazakhstan of September 18, 2009 “On the Health of the People and the Healthcare System”).

  2. Will the citizen of the Republic of Kazakhstan, leaving abroad, be entitled to pay no fees to the Federal Migration Service and do it on arrival?
    If the RK citizen has left the RK for a long time, for example, for a year, will it be considered that he has a duty to pay contributions to the MIF, taking into account the fact that for a year the person did not use medical services in the RK?
    If a citizen of the Republic of Kazakhstan, when he was abroad, did not pay contributions to the Federal Migration Service, he also did not pay a visit on his arrival and is going to leave the country again, will the duty in the CSMI be considered as a reason to prohibit a person from leaving the Republic of Kazakhstan?
    In accordance with the draft law, persons for whom payment of contributions and (or) contributions to the fund have not been made, are obliged to pay contributions to the fund for the unpaid period, but not more than twelve months preceding the date, in order to acquire the right to medical care in the system of compulsory social health insurance payment in the amount of 5% of the minimum wage set for the current fiscal year by the law on the republican budget.
    The payment period stipulated by the draft law for citizens who left the Republic of Kazakhstan is no later than the 25th day of the month following the reporting month.
    Payment of contributions of citizens who have left the Republic of Kazakhstan into the fund is produced
    through banks or organizations that carry out certain types of banking operations.
    The draft law does not provide for penalties for persons who have not paid their contributions in full and on time.
  3. The state from January 1, 2018 will transfer to the SMS Fund contributions for certain categories of citizens, including: “mothers with many children awarded with pendants” Altyn alka “,” Kumis alka “or received the title” Mother Heroine “, as well as awarded Orders of “Mother’s Glory” I and II degrees “.

    Question: Does this mean that for mothers with many children who have 4 children, they will also transfer state contributions. Or is it only for mothers with many children who have the above awards?

    In accordance with the legislation, mothers with many children who have 4 children are not exempt from payment of contributions, accordingly, contributions for them by the state will not be paid

    26. For example, I work – for me, the employer lists-I use the SMI package. I went to a hospital (including an antenatal period – a hospital) …

    Question: While on hospital, who lists me and what is the object of the calculation? And how will my record be taken into account -12 months for receiving the SMI package?

    Payment of contributions and deductions is carried out from all types of income paid to the employee, including at the expense of the sick. Thus, while on a paid sick-list, the employee will be paid contributions and deductions.

    With regard to the prenatal period, for non-working pregnant women (at a time when the woman is accruing income), contributions are paid at the expense of the state.

  4. How many percents of GDP will the medical expenses and SMI make in the next 3 years?

    According to the actuarial calculations, no more than 2% of GDP. For reference: based on the approved budget for 2017 on GVFMB, the share of expenditures for GVBM is 1.9% of GDP.

    28. Will there be an increase in medical services with the introduction of SMI?

    In connection with the gradual increase in the rates of contributions and deductions in the OSMS system, it is also planned to increase the volume of medical services as the incomes of the SMS Fund grow. The priority is to increase the availability of outpatient care, rehabilitation services and outpatient drug provision.

    29. To which category of payers do workers of NGOs considered?

    Employees of non-governmental organizations (NGOs) belong to employees, payment of contributions and contributions for which is carried out by the NGO administration. If, however, an employee of an NGO refers to the categories of persons for whom contributions are paid by the state, then the NGO is exempted from paying contributions and contributions for these employees.

    In the draft law of the Republic of Kazakhstan, which is considered in the Parliament of the Republic of Kazakhstan, does the expansion of the categories of persons for which payment of contributions are made by the state at the expense of soldiers-internationalists (Afghans)
    No, it is not provided.